О ПОЗИЦИИ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ПО ВОПРОСУ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ЖИВОТНОВОДСТВА

Экспертами юридической компании «ЛЕКСАР Про» подготовлен приведенный ниже комментарий к «Позиции Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства» (далее – Позиция), которая была размещена 19.06.2020 на официальном сайте Минприроды России (https://www.mnr.gov.ru).

По сообщению национального союза производителей молока, Позиция выпущена в результате работы сообщества по вопросам совершенствования регулирования обращения с отходами животноводства (https://milknews.ru/index/minprirody-othody-zhivotnovodstvo.html).

Необходимо отметить, что содержащиеся в Позиции выводы являются безосновательными с правовой точки зрения.

Кроме того, учитывая содержание Позиции, следует заключить, что ее опубликование выходит за пределы сферы ведения Минприроды России.

Представляется, что Позиция и подобные ей документы органов государственной власти, направляя правоприменительную практику по неоднозначным вопросам в ту или иную сторону, в том числе согласованную с участниками регулируемых отношений, вуалируют дефекты законодательства, замедляют развитие последнего и оказывают исключительно негативное влияние на качество урегулированности соответствующих правоотношений.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОЗИЦИИ

В Позиции перечислены условия, при которых продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, по мнению авторов документа, могут быть реализованы в качестве продукции, а не отнесены к отходам I–V классов опасности. В числе указанных условий названы:

– наличие документации, в том числе уставной и технологической, позволяющей относить отходы животноводства к продукции;

– наличие технических условий для удобрения (или подобных продуктов) на основе отходов животноводства;

– наличие технологического регламента на отходы животноводства;

– реализация отходов животноводства сторонним лицам на договорной основе в соответствии с уставной и иной документацией;

– отражение в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с отходами животноводства в качестве операций с продукцией.

В Позиции отмечается, что нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила (в Позиции приведены требования СП 1.2.1170-02 «Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов»), природоохранные требования, а также соответствовать законодательству о техническом регулировании.

На основе определения понятия «побочный продукт», содержащегося в ГОСТ 30772-2001, в Позиции сделан вывод о возможности использования предприятиями отходов животноводства как «промежуточных (побочных) продуктов» для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения.

Не оценивая юридическую безосновательность положений Позиции, отмечаем следующее.

 

СООТВЕТСТВИЕ ВОПРОСОВ, ЗАТРАГИВАЕМЫХ В ПОЗИЦИИ, КОМПЕТЕНЦИИ МИНПРИРОДЫ РОССИИ

Согласно п.5 ст.1 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления – сайт в сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Согласно Положению о Минприроды России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти (далее – ФОИВ), осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Минприроды России имеет право давать государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ведения данного Министерства (подп.6.2 Положения о Минприроды России).

Таким образом, опубликование Позиции, в которой затрагиваются вопросы, связанные с требованиями к продукции и ее оборотом, требованиями в областях санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, бухгалтерского учета и стандартизации, следует рассматривать как выход за пределы сферы ведения Минприроды России, а также размещение на официальном сайте данного Министерства информации, не относящейся к его деятельности.

 

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ПОЗИЦИИ

Важно отметить, что опубликование подобных Позиции документов связано со следующими последствиями.

Общеобязательные правила поведения устанавливаются государством в виде правовых норм, фиксируемых в нормативных правовых актах (далее – НПА), в том числе подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых ФОИВ.

Законодательством установлен ряд требований к процедурам подготовки и вступления в силу НПА ФОИВ, в общем случае включающих:

– издание в виде постановления, приказа, правил, инструкции и положения (п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (далее – Правила № 1009);

– согласование проекта акта в установленных законодательством случаях с заинтересованными ФОИВ (абз.3 п.3 Правил № 1009);

– оценку регулирующего воздействия проекта НПА (п.3(1) Правил № 1009);

– государственную регистрацию в Минюсте России, включающую в себя, помимо прочего, правовую экспертизу соответствия акта законодательству РФ и его антикоррупционную экспертизу (п.8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763, абз.абз.2–4 п.11 Правил № 1009);

– обязательное официальное опубликование (п.8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763).

В свою очередь, письма и иные документы ФОИВ, подобные Позиции, не проходят публичного обсуждения, внешних экспертиз и согласований, в связи с чем могут содержать произвольное толкование закона, даваемое отдельными должностными лицами указанных органов.

Не являясь нормативным правовым актом, Позиция не должна влечь правовых последствий и регулировать какие-либо правоотношения.

Вместе с тем в Российской Федерации разъяснения ФОИВ оказывают значимое влияние на правоприменительную практику, показателем чего являются, в частности, внесенные в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П в КАС РФ изменения, позволяющие оспаривать в судебном порядке акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (подробнее об этом – в статье «Разъясняй и властвуй»).

Представляется, что Позиция и подобные ей документы органов государственной власти, направляя правоприменительную практику по неоднозначным вопросам в ту или иную сторону, в том числе согласованную с участниками регулируемых отношений, вуалируют дефекты законодательства, замедляют развитие последнего и оказывают исключительно негативное влияние на качество урегулированности соответствующих правоотношений.

© 2020 ЛЕКСАР ПРО – специализированная российская юридическая компания. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Тел./факс: +7 (495) 902 66 82

E-mail: info@lexarpro.ru